Пресса о нас
Интервью Александра Слепцова в звуковом журнале "Диалог" #1-2011
АРАНЖИРОВЩИК ТЕЛЕФОНОВ
Индустрия мобильных телефонов развивается в наши дни с удивительной быстротой. Некогда громоздкий, ограниченный исключительно функциями переговорного устройства, сегодня «мобильник» отличается как внешним изяществом, так и богатым внутренним содержанием. В довольно миниатюрном корпусе зачастую скрываются и фотоаппарат, и аудиоплеер, и диктофон, и архив SMS и MMS-сообщений, и настоящий карманный компьютер с выходом в Интернет…
О том, что важные функции новых телефонов хорошо бы адаптировать для незрячих и слабовидящих пользователей, разработчики, к сожалению, не задумываются. Об этом приходится заботиться самим незрячим, более же всего – тем из них, кто разбирается в современной технике и готов употребить свои знания и силы на решение проблем реабилитации. Один из таких людей, Александр Слепцов, недавно побывал в гостях у «Диалога» и в ходе беседы с главным редактором журнала Александром Ивановичем Лапшиным поведал нам о некоторых нововведениях в области мобильной связи. Надеемся, эти нововведения заинтересуют наших читателей. Кстати сказать, не меньший интерес представляет личность самого рассказчика, Александра Слепцова – активного пользователя ПК, радиотехника-любителя, профессионального музыканта и педагога…
- Я слышал, что Вы не москвич. Вы откуда?
- Я родился в Ростовской области, там прожил до восемнадцати лет, потом четыре года прожил в Курске. Последние двадцать два года живу в Волоколамске и работаю в центре реабилитации.
- Александр, давно ли Вы стали пользоваться мобильным телефоном? Вы столкнулись с какими-то неудобствами в этом телефоне?
- Я купил себе телефон примерно лет десять назад. Сначала это был телефон стандарта «НМТ-450», Московская сотовая связь, если помните, такая была. Потом я стал пользоваться услугами Билайн. Использовал разные телефонные аппараты – обычные, неадаптированные. Первый телефон у меня был «Nokia». Потом, когда я перешёл на Билайн, появилась «Motorola М-7388». Это были телефоны крупного размера, с антенной.
Было модно менять телефоны, потому что постоянно появлялись новые модели. Хотелось чего-то нового. Естественно, мы пользовались телефонами вслепую, изучали комбинацию клавиш: например, чтобы войти в сообщения, нужно нажать одну кнопочку, потом «стрелочку» пять раз в одну сторону, два раза в другую. Это было сложно и страшно неудобно. Потому что всё запомнить невозможно. А самое обидное, что невозможно было самому прочитать сообщение и номер звонящего абонента в журнале. Я просил зрячего человека, чтобы он мне, например, номер прочитал. Вот это было основным неудобством.
Пять лет назад мы познакомились с талантливым программистом из Белоруссии – зовут его Юрий Гаев,– который занимался тем, что писал к телефонам фирмы Samsung всевозможные дополнения – так называемые «патчи», что в переводе означает «заплатки». То есть усовершенствовал их для обычных пользователей. Улучшал какие-то функции, скажем. Одним из таких улучшений было написание им патча «говорящие часы», то есть телефон начал произносить время. Нам это очень понравилось. Мы подумали, что раз телефон может произносить время, значит, он может произнести и номер. Через некоторое время Юрий Гаев сделал такой патч, доработку к одной из моделей телефонов Samsung – X-100 – «говорящий АОН». Теперь, когда телефон звонил, то перед мелодией вызова он произносил номер звонящего абонента. Собственно, с этого момента (это было весной 2006 года) началась история наших адаптированных телефонов… Говорящий АОН был написан по инициативе самого Юрия Гаева, не для нас специально, для общего пользования.
Юрий Гаев – это обычный зрячий человек, он никакого отношения к Обществу слепых не имеет, живёт в Гомеле. Мы с ним списались по электронной почте и попросили, чтобы он написал такое дополнение, чтобы номер можно было озвучить не только при входящем звонке, но и после звонка в журнале вызовов. Он заинтересовался: «А зачем это нужно? У Вас что, дисплей не работает?» Мы пояснили, что мы незрячие пользователи. Он сказал: «Я попробую, но вообще это особо никому не интересно».
Сначала мы заказали ему за небольшие по тем временам деньги патч, озвучивающий журнал вызовов. Но этого недостаточно, хотелось также читать сообщения. Встал вопрос: как сообщения озвучивать? Синтезатор речи, как на компьютере, на телефон поставить не представлялось возможным. И мы решили попробовать озвучивание буквами. То есть сообщение должно было читаться по буквам. Использовали голос компьютерного синтезатора, из него нарезали кусочки. Решили это никому не показывать, потому что нам было стыдно, что наши телефоны так смешно говорят. Но друзья услышали – им это понравилось. «Сделайте и мне», – стали просить.
- А Вы пользовались компьютером?
- Без умения пользоваться компьютером с некоторого времени стало жить трудно. Я по профессии музыкант, а современная музыка, как Вы, наверное, знаете, создаётся, в основном, при помощи компьютера.
- Ну, да, аранжировка…
- Да, я давно занимаюсь аранжировкой. Закончил музыкальное училище в 1988 году, потом Пединститут в Москве, музыкально-педагогический факультет. Всю жизнь занимаюсь музыкой. Это моя основная профессия. Где-то в 2001 году появилась необходимость овладеть компьютером. Именно в это время я приобрёл первый компьютер, стал использовать его – и для работы с документами, и для работы с музыкой.
- Вы сами освоили компьютер?
- Никаких курсов я не проходил, осваивал компьютер при активной поддержке моих друзей.
- А когда Вы стали проявлять интерес к электронике?
- Техникой я интересуюсь с малых лет. С детства. Разбирал ламповые приёмники… Но поскольку незрячему человеку учиться радиотехнике не было возможности, я учился музыке.
- А Вы когда-нибудь пытались паять самостоятельно или нет?
- Я паяю и сейчас, когда нужно.
- Пальцы все обожженные?
- Естественно. Ощупать паяльник – это обычное дело для незрячего. Одной рукой беру, другой ощупываю, куда у него жало направлено. То есть пальцы, действительно, «поджаренные» немножко. Конечно, современные устройства паять незрячему нереально, потому что сейчас такая элементная база… Такое ощущение, что держишь просто какие-то песчинки в руке, а не детали. Насыплют тебе горсть песку и скажут, что это резисторы. И попробуй их припаять. В общем, паяю только провода, в основном, блоки питания…
- Вернемся к нашему разговору о телефонах. Итак, Вы нашли вот этого товарища из Белоруссии, программиста…
- Нашёл его я не один. У нас идейный вдохновитель Александр Прыхненко. Все первые предложения поступали от него. Он человек слабовидящий. Он может телефоном пользоваться и как зрячий (при помощи лупы), и как незрячий пользователь. То есть он знает проблемы незрячих и, в то же время, может посоветовать что-то как видящий пользователь. Ну, а я уже как тотально незрячий всё это тестировал, вносил свои коррективы, предложения.
Телефоны наши пока говорят специфически, но достаточно разборчиво, чтобы понимать всё. Эстетически, может, это не очень приятно, но в информационном плане этого достаточно. Текст произносится разборчиво. А номера вообще произносятся идеально. Даже смартфоны и КПК проигрывают в этом нашим телефонам. Причем номера произносятся не по цифрам, а числами – так, как принято в общении. Например: «девятьсот три, шестьсот шестьдесят девять восемьдесят восемь и так далее». Озвучка происходит так: идёт стартовый звоночек короткий (для внимания), потом произносится номер, потом звучит установленная мелодия. Либо это мелодия, установленная конкретно на этого абонента, либо это общая мелодия, установленная на всех абонентов. А если номер я не расслышал с первого раза, то я нажимаю кнопку на телефоне, и номер повторяется.
Время тоже произносится очень хорошо. А вот пункты меню произносятся уже специфически. Но это кажется непонятным только в первое время, где-то через пять-десять минут большинство людей привыкает.
- Какими принципами Вы руководствуетесь, выбирая марку мобильного телефона для доработки?
- Должен сказать, что мы привязаны к телефонам фирмы «Samsung». Программист Юрий Гаев пишет патчи только для телефонов «Samsung».
Я надеюсь, в декабре 2010 года мы выпустим десятую модель. Сейчас есть проблема с выбором аппаратов для улучшения. В современных телефонах кнопки либо совсем плоские, либо телефон вообще сенсорный, то есть, кнопок нет совсем, а управление осуществляется прикосновением к определённой области дисплея. Для нас это неприемлемо. Мы выбираем телефон, у которого кнопки реально прощупываются. Но, к сожалению, сейчас таких телефонов мало.
- Александр, вот Вы говорите: «десятая модель». По какой линии идёт совершенствование, чем Вас не устраивала, допустим, восьмая или, скажем, пятая модель? И даже девятая?
- Нет, нас всё устраивает, но есть такая проблема: модельный ряд телефонов очень быстро меняется. Модель телефона может уже через шесть месяцев быть снята с производства. И этого телефона уже просто не будет в продаже. Естественно, расширяется функционал телефонов, а мы не хотим стоять на месте, хотим, чтобы незрячие имели современный телефон с современными функциями. Допустим, раньше в телефонах не было такой функции, как «Bluetooth»…
- А что это такое?
- «Bluetooth» – это возможность передачи файлов с одного аппарата на другой без соединения кабелем, беспроводное соединение.
Мы можем пользоваться электронной почтой с наших телефонов. Единственное, что недоступно – это работа в интернет-браузере, то есть непосредственно в Интернете мы пока работать не можем. А e-mail и sms-сообщения и mms-сообщения – это всё доступно.
- А какие-то, допустим, газеты читать на телефоне можно?
- В последних моделях у нас есть функция text-reader, позволяющая читать текстовые документы формата txt. Если их загрузить в телефон, то их можно читать. Но длинные тексты читать не очень удобно, потому что произношение всё-таки специфическое. Прочитать какую-то справку, какой-то документ небольшой вполне можно. Но редактировать пока нельзя, пока можно только читать.
- К чему Вы стремитесь? Чтобы телефон отчётливо говорил текст, да? Также как и номера телефонов?
- У нас есть такая мечта. Пока технически это не удаётся сделать, но должен заметить, что и такого произношения, как сейчас, для большинства пользователей достаточно.
Как я уже говорил, проблемой является то, что модельный ряд очень быстро обновляется. Мы одну модель озвучиваем примерно полтора-два месяца – не меньше. И потом ещё остаётся пару месяцев, когда её можно найти в продаже. Потом эта модель уходит, и нам приходится делать следующую.
- Десятая модель – это какой телефон?
- Это Samsung GT-E2370. Это достаточно простой, функциональный аппарат. Но у него есть одна уникальная особенность. Этот телефон – рекордсмен по экономичности заряда аккумулятора. Примерно 44 дня он может работать в режиме ожидания. В режиме разговора может работать до 22 часов.
- А какова величина этого телефонного аппарата?
- Мы стараемся, чтобы каждая наша следующая модель как можно меньше повторяла предыдущую. Чтобы удовлетворять разные вкусы. Кто-то любит маленькие телефоны, плоские… Кто-то любит слайдер, который раздвигается… Кто-то любит, чтобы телефон был классический и крупный. Вот последний телефон крупный, поскольку большой аккумулятор. Кто-то любит телефон с двумя сим-картами, который фактически объединяет в себе два телефона, которые работают одновременно, - так называемый duos.
- А какие преимущества даёт наличие двух сим-карт?
- Это удобно, если, например, Вы хотите пользоваться услугами разных телефонных операторов. При этом удобно то, что у Вас общая телефонная книга, а значит, и общий журнал вызовов. Это фактически два телефона в одном корпусе.
Бывает, у некоторых есть рабочий мобильный телефон. И личный мобильный. Друзья звонят на личный, а по работе звонят на рабочий. В этом случае тоже удобен duos.
А еще в регионах очень часто бывает, что стоимость звонков внутри оператора очень низкая. Допустим, я в Ростове был, там стоимость звонков внутри оператора пятнадцать копеек, а на телефон другого оператора – два рубля. Получается человеку выгодно звонить на Билайн с Билайна, на МТС – с МТС. Таким образом там люди экономят средства.
- Александр, а цена телефона как-то сказывается на его качестве или нет?
- Цена телефона увеличивается, в основном, за счет дополнительных функций. Большой и достаточно качественный дисплей – это основной двигатель цены. Потом разрешение камеры: если камера 3 мегапикселя – естественно, телефон будет стоить дороже, чем с камерой 0,3 мегапикселя. При этом по качеству связи эти телефоны могут быть совершенно одинаковыми. Даже более дешевый телефон может быть лучше по качеству, потому что его ресурсы направлены на именно связь, а не на камеру и какие-то мультимедийные свойства.
- Вот Вы ещё и аранжировщик и преподаёте аранжировку…
- Да, с сентября 2009 года в КСРК ВОС (на Куусинена 19а) открылись курсы по компьютерной аранжировке. Это первый такой проект в России. Незрячих людей учат аранжировать музыку на компьютере. Я там работаю преподавателем.
- Целый оркестр можете создавать при помощи компьютера?
- Да. Берётся какое-то произведение, написанное каким-то автором – в виде нот или даже просто напетое или наигранное на каком-то инструменте. Задача аранжировщика – превратить это в оркестровое звучание. В зависимости от стиля это может быть и джазовый ансамбль, и симфонический оркестр и эстрадный ансамбль…
- Но ведь не каждый человек, у которого есть компьютер, и не каждый музыкант, у которого есть компьютер, занимается аранжировкой…
- Да, к этой профессии, как и к любой другой, нужно иметь призвание. Надо иметь неплохие музыкальные данные, хороший слух, фантазию и элементарные композиторские навыки, потому что аранжировщик должен всё время что-то сочинять. Композитор сочиняет мелодию, а аранжировщик – аранжировку.
Аранжировщик должен хорошо знать свойства звучания джазового оркестра, симфонического, современных инструментов. В каком диапазоне, например, играет флейта, в каком диапазоне играет кларнет, чтобы правильно и корректно использовать синтетические звуки, которые имитируют оркестр. Их нужно уметь использовать правильно. Обязательно нужно иметь звукорежиссерские навыки, уметь это всё свести.
- Это, наверное, можно сравнить с театральным режиссером, который ставит спектакль по пьесе, да?
- Наверное.
Есть заказ, есть определённый стиль песни. Вот приносят мне люди шансон. Я делаю так, как должен звучать шансон.
- Александр, я так думаю, что и умение заниматься аранжировкой, и работа в центре реабилитации – это всё далось большим трудом. Но зато жизнь у Вас разнообразна и интересна, много встреч с разными людьми и всяких новых знакомств.
- Я работаю в центре реабилитации слепых в Волоколамске уже двадцать два года. За это время в этом центре побывали тысячи людей, и я знаком с очень большим количеством незрячих. Имею большой круг общения. Соответственно, я неплохо знаю, какие бывают проблемы у незрячих, поздно потерявших зрение, и какие проблемы бывают у незрячих с рождения, с детства.
- Вы довольны своей судьбой?
- В целом – да. У меня есть работа, семья и друзья… Вот только… Увеличить бы сутки немножко. Не хватает времени...